Когда люди слышат название «Йога Айенгара», у большинства практикующих возникают ассоциации: «это там, где обкладываешьсяиспользуешь вспомогательные материалы», «скучная статичная практика», «отсутствие динамики», «для старых и больных» и многое другое «условно негативное». Но при всем при этом, многие отмечают отличную физиологическую базу отстроек асан, проверенный терапевтический эффект. Так ли это на самом деле? Давайте разберемся!
Йога Айенгара – это классическая йога, истоки которой уходят в глубину веков. Б.К.С. Айенгар создал метод обучения йоге, который, благодаря своим особенностям, снискал огромную популярность во всем мире, начиная примерно с 1970-х годов. Основа метода – асаны и пранаяма. Айенгар структурировал двести асан и четырнадцать видов пранаям.
В основе метода заложены три принципа (и, как видно, здесь ни слова о вспомогательных пропсах):
1. Точность и выравнивание
2. Время
3. Последовательность
Понятия ровности и выравнивания тела в позе являются ключевыми в йоге Айенгара. Дело в том, что тело выравнивается не только на физическом уровне. Постепенно изменения начинают происходить и на более тонких и глубоких уровнях: выравнивается и уравновешивается система энергетических каналов и центров, которая оказывает самое непосредственное влияние на психоэмоциональное состояние и сознание. Также в методе дается подробное объяснение порядка вхождения и выхода из асаны.
«Асана – значит поза, которая есть искусство расположения тела как единого целого: физически, ментально и духовно, когда асана выполняется правильно, различия между телом и умом, умом и душой должны исчезнуть. Если посредством правильной практики асан сохраняется здоровье клеток, здоровой становится и физиологическая оболочка, а ум приближается к душе». (Б.К.С. Айенгар, «Дерево Йоги»).
Длительное пребывание в позе усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы, системы и даже клетки, эмоциональное состояние и ум.
Еще одной особенностью метода Айенгара является постепенное развитие практики, переход от более простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению. Неоценимую роль в практике начинающих играют позы стоя, в йоге Айенгара они занимают особое место. Несмотря на то, что эти позы существовали очень давно, до Айенгара им не придавали большого значения, считая чем-то скорее второстепенным. Б.К.С. Айенгар посвятил много внимания углублению и более утонченному выполнению поз стоя, видя в них неисчерпаемый источник укрепления и раскрытия тела, подготовки к более продвинутым этапам практики. Позы стоя можно без преувеличения считать фундаментом метода Айенгара, они включают в себя все элементы других поз – прогибы, наклоны, скручивания. Отсюда и последовательности поз, как при выполнении, так и при обучении. Сначала идут позы стоя (Уттиштха-Стхити), затем Асаны сидя (Упавиштха-Стхити), далее вытяжения вперед (Пасчима Пратана-Стхити, или наклоны), затем боковые вытяжения (Паривритта-Стхити, скручивания), после освоения этих категорий – перевернутые асаны (Випарита-Стхити) и абдоминальные (Удара Акунчана-Стхити), после этого – вытяжения назад (Пурва Пратана Стхити, прогибы). Отдельно можно выделить динамический комплекс «Приветствие Солнца» (Сурья Намаскар) и восстанавливающие позы (Вишранта Карака Асана).
Следует также разъяснить еще одну сторону «неинтересной» йоги – часто для того, чтобы выполнить какую-то сложную позу ближе к концу урока, большая часть времени уходит на проработку простых поз, из которых складывается сложная. Перефразировав Отто Фон Бисмарка, можно сказать: «В йоге Айенгара долго запрягают, но быстро едут». Проработав и подготовив тело, сложная асана получается сама собой, и плюс сводиться к минимуму возможность получить травму.
В йоге Айенгара существует разделение на классы: «Ознакомительный», «Начальный 1», «Начальный 2», «Основной», «Интенсивный». Есть отдельные классы: «Здоровая спина», «Йога Курунта» и «Женский класс». В данном методе есть целая отдельная программа исключительно для женщин. Ввиду того, что женский организм обладает некоторыми физиологическими особенностями, эмоциональная сфера женщин более чувствительная, чем у мужчин, в основе программы – особый комплекс упражнений. Женщина с их помощью научится прислушиваться к своим внутренним ощущениям и желаниям. Кроме того, она сможет как можно дольше сохранять молодость тела и кожи. Также отдельно занимаются беременные женщины.
Теперь давайте проясним ситуацию вокруг камня преткновения – вспомогательных материалов. Дело в том, что условно всех практиков можно разделить на две части – те, кто не любит и не использует пропсы по разным причинам, и те, кто, почти все позы делает с пропсами. Почему так?
На основании этого, а также по личному опыту обучения у старших иностранных и российских учителей, можно сделать вывод: изначально преподаватель учит выстраивать позу, используя только свое тело, и при необходимости, брать пропс. Но если в классах постоянно каждая поза выполняется с подпоркой – тут вопрос к конкретному учителю.
В качестве поддержки, пропсы также могут помочь ученику преодолеть страх (падения, потери баланса и т.д.). Страх действительно может стать препятствием в практике. Защитный ответ на страх может приводить к задержке дыхания, зажатию мышц и органов, которые требуют расширения и расслабления.
Пропсы помогают понять структуру выравнивания в асанах. Многие структурные или систематические проблемы вызваны или усугубляются дисбалансом в формировании привычек тела, которые сохраняются при неправильном исполнении асаны. Пропсы помогают сформировать своеобразную огранку для тела, так что ученик сможет почувствовать асимметрию своего тела, наблюдая за отсутствием контакта между телом и пропсом, время от времени. В своей образовательной функции, пропсы выполняют роль учителя, чтобы помочь ученику познавать свое собственное выравнивание, обнаружить источник проблем.
Пропсы также имеют направляющее действие, чтобы выделить специфические аспекты для положения спины и правильного дыхания. Например, ученик может быть очень жестким и неподвижным в области шейного и грудного отдела и не может самостоятельно производить необходимые действия в асанах, которые создадут движение в шее. Однако с помощью веревок, повязанных поверх трапециевидных мышц и просунутых под ними, можно устранить болевой синдром и помочь ученику почувствовать то движение, которое он не в состоянии выполнить самостоятельно.
Пропсы используются для усиления терапевтического воздействия асаны путем создания комфортных условий для длительного пребывания в позе. Пропсами «пеленают» тело, для того чтобы оно расслабилось, в то время как работа с целенаправленной областью идет более интенсивно и точечно.
Вспомогательные материалы доказали свою ценность для поднятия иммунитета. Перевернутые позы – это важнейший инструмент, который используют для того, чтобы помочь иммунной системе, и пропсы могут дать возможность ученикам держать это положение достаточное количество времени, чтобы достичь максимальных результатов.
Подводя итоги, хочется заверить, что йога Айенгара – это универсальная йога для каждого – интересная, нескучная, вдумчивая. Возможно, многим, кому она изначально показалась медлительной или статичной, следует посетить другого преподавателя. Б. К. С. Айенгар посвятил всю свою жизнь тому, чтобы оздоровительный эффект йоги смог прочувствовать на себе каждый человек земного шара.
https://vegetarian.ru/