Дайте ребенку на праздник чудо-камушек, а стихи учите в игровой форме.
Даже если новогодний утренник в детсаду для ребенка не дебютный, он может начать протестовать против участия в нем. Разберемся, что же делать, чтобы праздник состоялся. Ведь часто по его окончании слезы у малыша начинаются снова — только уже из-за того, что веселье прошло мимо.
Мы вместе с экспертом – семейным и детским психологом Наталией Простун составили для вас план выхода из самых распространенных ситуаций.
Упрямится выступать
Отказ выступать на публике вызван боязнью ошибиться или застенчивостью, которая у дошколят появляется к 5—6 годам. В обоих случаях скажите ребенку, что такой страх — нормален. И добавьте: «Но чтобы ты не волновался, я даю тебе камешек смелости». Держа его в руках, ребенок будет получать «магическую» поддержку (дети любят волшебство и имеют сакральное мышление), а теребя — снимать эмоциональное напряжение.
Для уменьшения напряжения априори записывайте домашние репетиции на видео. И, просматривая его вместе с ребенком, нахваливайте, как хорошо все получается.
Также вырежьте огромную снежинку с таким количеством зазубрин, сколько дней осталось до дня «Х». Вклейте посередине фото ребенка, повесьте снежинку на видном месте, и ежедневно на каждой зазубрине записывайте достижения по подготовке к утреннику: «Не забыл ни одного слова», «Спел без заминок», «Спел очень мелодично», «Выступил перед папой» и т. п.
Можете пообещать ребенку подарок после выступления, но не в форме «Споешь — получишь» (ультиматум вызывает еще большее отторжение), а так: «Тебя от меня будет ждать сюрприз за твою победу над страхом».
Не хочет никаких конкурсов
Часто «не буду» вызвано незнанием правил игр. Повторите на ушко ребенку все, что сказал ведущий. И если дело в «прослушал», он вернется в зал. Еще одна причина — боязнь проиграть. Тогда скажите: «Когда ты выиграешь, я попрошу у снежной феи дать тебе подарок за смелость. А если победить не получится, мы все равно продолжим с тобой праздник вон в том кафе». Вы дадите ребенку посыл, что не ждете от него непременно победы, и он несколько расслабиться. А перспектива развлечения при любом исходе конкурса снимет страх перед неудачей.
Огорчен «не тем» подарком
Эту ситуацию легко упредить. Как только ребенок заводит разговоры про «А мне Дед Мороз принесет на утреннике огромный конструктор», говорите: «Я думаю, такие подарки он оставляет под елкой дома». На вопрос «Почему?» отвечайте: «Потому что в детсад Дед Мороз приходит, чтобы принести всем праздничное настроение. А желания он выполняет только в особенную ночь, когда заканчивается один год и начинается другой». Если ребенок таких разговоров не затевает — обязательно заведите его сами.
Стесняется костюма
Как правило, это вызывается социальной тревогой: «А примет ли меня таким «стая»?». «Лечится» это соответственно: вы должны обеспечить ребенку максимум одобрения его выбора социумом. Бабушки и вы сами в качестве хвалителей не подойдете, нужны люди со стороны: от соседей до продавца в магазине, куда вы загляните «докупить» пуговку к костюму.
Одновременно с этим говорите ребенку, что все люди разные, а потому и костюмы у них не могут быть одинаковыми и одинаково нравиться всем. Приведите в пример всех девочек (мальчиков) в группе дочери (сына) или в кругу общения с тем же именем — мол, хотя все и Маши (Сережи), но у кого-то глазки голубые, у кого-то карие и т. п.
Если ребенок продолжает упрямиться, в день утренника ведите его в обычной одежде, прихватив костюм. Во избежание капризов незаметно для ребенка. Увидев друзей в разнообразных образах, ребенок не на ваших словах, а на деле убедится, что нет ни одного одинакового костюма, и с вероятностью 99,9% согласится нарядиться в свой, который «вдруг волшебным образом» попал к вам в сумку. Можете добавить: «Наверное, потому, что ты очень захотел». Дети любят ситуации под грифом «мистика».
Бежит к маме
Причина такого поведения на утреннике — у ребенка нет ощущения защищенности. Его усугубляют или даже провоцируют на первый взгляд позитивные фразы по типу «Ну, давай, иди, у тебя все получится», когда ребенок нервничает.
Мотивирующими такие слова станут только после того, как вы проговорите чувства ребенка: «Я понимаю, тебе немножко страшно», и подчеркнете ценность его переживаний: «Для меня твои чувства очень важны». Уже потом, обняв, скажите, что верите в ребенка, и попросите отпустить вас «на стульчик зрителя». А чтобы упредить «прибегания», сядьте как можно ближе к эпицентру действа и все время смотрите ребенку в глаза, время от времени показывая жест одобрения. Снимает видео и делает фото пусть другой член семьи. Если это сделаете вы, прервется зрительная нить, которая заменяет ребенку вашу руку, которой вы «удерживаете» его.
Знакомство с «дедом»
Огромный, с кучей волос на подбородке и с громоподобным голосом – такой дедушка у детворы до 3-х лет при внезапном знакомстве нередко не вызывает ничего, кроме ужаса, и потом этот страх может отбить охоту к последующим утренникам. Потому к этой встрече ребенка лучше подготовить. Для начала посмотрите вместе мультфильмы, где среди героев есть и дед Мороз (такие сюжеты есть в сериалах «Маша и Медведь», «Барбоскины», «Щенячий патруль»). Поскольку один из самых мощных мотиваторов для ребенка сделать что-либо – это получить подарок, то не примените сказать, что всем, кто придет на утренник, «дедушка», как и в мультике, принесет подарки.
Предложите ребенку нарисовать деду Морозу рисунок, который он потом подарит «дедушке» на утреннике, и это подкрепит их дружеские «отношения». А если планируете заказать аниматора на дом, то пусть ребенок при вашей помощи напишет письмо деду Морозу, в котором пригласит его в гости и закажет конкретный подарок – тогда способность дедушки выполнять желания точно очарует ребенка.
Учим стишок быстро
Бросьте ребенку мяч и произнесите первую строчку без последнего слова. Через 5—7 повторений — без двух, и так, пока вам останется сказать лишь то, с которого начинается строчка. То же проделайте со вторым предложением, потом играйте с двумя строчками подряд и т. д.
www.segodnya.ua