Капоэйра — это бразильское национальное боевое искусство с танцевальными элементами, родившееся несколько сотен лет назад. Современная капоэйра редко используется в боевых целях, скорее, это зрелищное акробатическое шоу под национальные музыкальные ритмы.
Большинство капоэйристов считают, что этот танец-борьба был придуман в Бразилии, куда португальцы привозили чернокожих рабов из своих африканских колоний. Вследствие жестокого обращения рабовладельцев часть рабов сбежала в сельву, где африканская культура встретилась с индейской. Беглые рабы образовали свободные поселения — «киломбуш». В этих вольных городках и формировалась капоэйра как боевое искусство коренного населения, обогащенное боевыми традициями африканских племен. Через некоторое время власти Бразилии запретили капоэйру. Рабам пришлось замаскировать свое боевое искусство под танец.
Спустя столетие страна была провозглашена республикой, рабство было отменено. Капоэйра из поселений бывших рабов перебралась в города и превратилась из сугубо африканского искусства в достояние всего местного населения. Для многих бедняков она служила преступным оружием для выживания. В результате началось отождествление этого танца с чем-то незаконным, капоэйра была объявлена социальной болезнью. В начале 19 столетия был издан указ о борьбе с капоэйристами.
Но африканское боевое искусство не исчезла. Широкое распространение оно получило в портовых городах, где постоянно происходило скопление моряков и солдат-наемников из разных стран. Благодаря многочисленным дракам, техника капоэйра обогатилась ударами и движениями из боевых искусств других стран. Капоэйристы стали использовать лезвия и палки.
Истинное искусство боевого танца было скрыто от непосвященных. Мастера капоэйра, собираясь в секретных местах, старались поддержать древние традиции. Они развивали не только техническую составляющую, но и философский аспект танца-боя, пели древние песни, играли на простейших национальных инструментах.
Военный переворот 1930 года изменил политическую ситуацию в Бразилии. Гонения на капоэйра ослабли. Вскоре открылась первая официальная школа боевого искусства. Ее основателем был Мануэль дус Рейш Машаду — мастер Бимба. Его усилиями было выстроено доступное, четкое и дисциплинированное учение «Режиунал». Бимба легализовал капоэйра как национальный вид борьбы. Он систематизировал существующую технику и обогатил ее новыми движениями.
Известность и народную популярность завоевал также мастер Паштинья. Его стиль называется «Ангола», в честь страны, откуда привозили рабов. Эти два мастера считаются ключевыми фигурами, которые определили развитие современной капоэйра. Бимба отдавал приоритет боевым аспектам, а Паштинья подчеркивал традиционно ритуальный и игровой характер боевого танца.
Первый серьезный интерес к этому боевому искусству в России был проявлен в 1994 году, после выхода фильма «Только сильнейшие». В 1998 году Госкомспорт зарегистрировал «Федерацию капоэйра России».
Подробнее: http://www.justlady.ru