Спенсер Туник – американский художник, прославившийся фотографиями десятков, сотен и тысяч обнажённых людей, собранных в самых необычных для этого местах. Произведения С. Туника совмещают в себе сразу несколько аспектов одновременно: скульптуру, перформанс, лэнд-арт.
С 1992 года С. Туник начал фотографировать обнажённых моделей. Вначале это были один или несколько человек, однако постепенно число позировавших увеличивалось. Сейчас он делает около шести работ в год по всему миру: художник побывал в Нью-Йорке, Вене, Лос-Анджелесе, Базеле, Мехико, Барселоне и других крупных городах.
Художник заранее объявляет о месте следующей съёмки и предлагает всем желающим принять участие. Волонтёры регистрируются и в назначенную дату собираются в определённом месте. Далее следует сбрасывание всех одежд и принятие нужных поз. Обычно люди стоят, лежат на земле, лежат друг на друге, поднимают руки вверх. Начав с полутора тысяч людей, С. Туник достаточно быстро увеличил количество волонтёров. Например, в июне 2003 года в Барселоне он собрал семь тысяч обнажённых, а 6 мая 2007 года он побил все рекорды, сфотографировав восемнадцать тысяч на площади в Мехико. То, что может показаться на первый взгляд бессмысленным и попирающим общепринятые общественные нормы, имеет под собой очень глубокое обоснование.
Спенсер Туник неоднократно признавался в своём восхищении перед красотой человеческого тела. В каждом произведении он пытается создать отдельный небольшой идеальный мирок в пределах нашего безумного, хаотичного, далеко не всегда гармоничного мира. Каждая работа передаёт не только человеческую красоту, но и её уязвимость, хрупкость.
Ещё в середине прошлого века художник Дж. Сигал почувствовал, что окружающий человека мир становится всё более агрессивным. В своих произведениях он помещал гипсовых людей в «environment», создавая их при помощи реальных предметов. Человек Дж. Сигала одинок: одинок среди вещей, в городе, даже в окружении других людей. Перспектива полного отчуждения получается весьма пугающая.
В работах Спенсера Туника вопрос взаимодействия человека и мегаполиса встаёт как нельзя острее. Агрессивная среда современного мегаполиса очень чётко схвачена художником. В городе каждый человек, с одной стороны, всегда находится на виду у всех, а с другой стороны, он не виден. Человек теряется в толпе, в людском потоке и становится незаметным и ненужным.
Спенсер Туник, как и Дж. Сигал помещает своих героев в окружающий мир. Однако его фигуры – живые люди, а окружение – живое пространство города. Сталкивая обнажённого человека и ситуацию, С. Туник пытается понять их взаимодействие.
Так же как и Дж. Сигал, С. Туник оставляет свих героев обнажёнными, лишёнными какой-либо возможности прикрыть себя. Парадоксально, но вместо того, чтобы обратить внимание на отдельных людей, массовое оголение стирает какие-либо различия, даже между мужским и женским полами, превращая всех участником в единое тело.
Творчество С. Туника лишено сексуальности и каких-либо неприличных намёков и призывов. В его работах человек не воспринимается как объект сам по себе, а органично вливается в живую скульптуру, помещённую в урбанистическое окружение.
Произведения Спенсера Туника позволяют человеку сблизиться с окружающими людьми, преодолеть грань отчуждения, которая всё явственнее проявляется в последние десятилетия. Увеличивающееся с каждой инсталляцией количество желающих принять участие говорит о том, что это актуальная проблема в современном обществе
Источник cтатьи: sfw.org.ua
Читайте подробнее на Lady.ru