Сказкотерапия: польза для мам и малышей

Родители всегда хорошо знакомы со словом «терапия», но, к сожалению, не всегда в хорошем смысле. Терапевт – врач, которого вызывают, когда болеют, а болеть никто не любит. Зато все любят сказки, но не все знают, что сказка и терапия могут отлично подружиться, и тогда мы с вами говорим о «сказкотерапии». 

Ребенок нуждается в помощи и воспитании? Заунывные разговоры, угрозы и угол лучше заменить понятным и любимым для ребенка действием – рассказыванием интересной истории.

Сказкотерапия – реальная помощь или миф?
Сказкотерапия – это и воспитание, и лечение, и коррекция поведения малыша при помощи сказок, былин, потешек, стихотворений. Метод, издавна знакомый нашим предкам, но позабытый нами из-за глобальной компьютеризации. Формирование малыша и сказка – неразделимы, и если умело использовать сказки, то можно минимизировать такие воспитательные моменты как крик, запугивание, наказание и задаривание подарками «лишь бы слушался».

Сегодня каждый взрослый знает, что все наши страхи, неуверенность в себе, закомплексованность и патологические фобии своими корнями прямо уходят в детство. Иногда мы этого не осознаем, иногда отчетливо ощущаем. Быть родителем – значит не просто любить, кормить и одевать, но и подбадривать, исправлять поведенческие «не нормы», корректировать негативные проявления характера, быть мотиватором для ребенка, воспитывать его для дальнейшей взрослой жизни в обществе.

Где используют сказкотерапию?
Сказка как инструмент психотерапевтического воздействия давно и успешно применяется и в детских садах, школах, центрах раннего развития.

С научной точки зрения сказкотерапия является одним из методов воздействия на малыша, помогающим исцелить его страхи, улучшить его поведение, развить творческий потенциал и даже расширить границы осознанности.

Сказкотерапия может носить различный характер: диагностировать, воздействовать или развивать. Для этого подойдут и народные, и авторские, и специально созданные психологами для работы сказки. Сказки могут быть и психотерапевтические, и медидативные, и художественные. Сказка не обязательно должна быть длинной, но герои сказки – вымышленные или придуманные родителями – должны быть близки и понятны малышу именно в том возрасте, в котором эта сказка до него доносится.

Сказкотерапия хороша тем, что ее можно освоить дома и самому использовать для воспитания ребенка. Всегда четко понимайте, что вы хотите скорректировать при помощи того или иного рассказа или сказки.

Можно помочь малышу перестать бояться: воды, темной комнаты, мытья головы, уколов врача, собаки, громких звуков.
Разъяснить крохе, что такое хорошо и что такое плохо.
Разобраться с некоторыми причинами его плохого поведения.
В игровой форме дать понять, что нельзя биться, кусаться, обманывать, плеваться едой или дергать девочку за косички.
Помочь «прожить» или пережить момент болезни, смерти близких людей, отъезд друзей, потерю домашнего питомца, смену школы.
Подтолкнуть ребенка к принятию своих собственных первых решений, объяснить, что такое ответственность.

 

Как адаптировать сказкотерапию для своего малыша?
Самый простой способ – это использовать уже готовую и всем хорошо известную сказку, которая подходит под ваш конкретный случай. К примеру, использовать сказку «Колобок», чтобы объяснить малышу, почему нельзя игнорировать запреты родителей. Что с детьми, которые не слушаются и из дому убегают, может приключиться беда. Сказка «Репка» способна наглядно продемонстрировать маленькому единоличнику, что только сообща мы можем одолеть некоторые трудности и проблемы. Сказка «Три поросенка» научит подходить к любому делу или поручению ответственно, а не спустя рукава, помогать тем, кто в беде, даже если они сами в этом виноваты.

Второй вариант – сочинить самому или совместно с крохой сказку про героя, очень похожего на вашего ребенка. Он должне попадать в те же ситуации, демонстрировать те же недостатки или достоинства, совершать проступки или принимать решения, аналогичные тем, что принимал и совершал ваш малыш.

К примеру, история про малыша Петечку, который разбрасывал игрушки, не хотел мыться и показывал всем язык, а на Новый год не нашел под елкой подарок от Деда Мороза. Он исправился, стал послушным, чистоплотным и аккуратным, что помогло ему в следующем году получить заветный велосипед и одобрение всех членов семьи.

Отличным способом раскрытия творческого потенциала и совместного времяпровождения станет тандем родителя и малыша: вы можете сочинять сказку вместе, по ходу действия корректируя поведение героя и анализируя, к чему это привело.

«Мальчик Хмур постоянно хмурился и не хотел общаться с ребятами во дворе. Однажды он потерял свою машинку, и ему пришлось спросить у детей в песочнице, не видели ли они ее. Он очень не хотел спрашивать, но пересилил себя и заговорил с ребятами первый. А если бы он не спросил, нашел бы он свою игрушку?».

Сказка и выводы
После сказки важно невзначай обсудить с малышом, что он осознал, как ему понравился герой, что бы он исправил на его месте в своем поведении. Кукольный театр можно разыгрывать, используя вырезанные фигурки-напальчники, игрушки малыша, кукол-перчаток. Особо предприимчивые устраивают дома «театр», делая декорации и разыгрывая сюжеты написанных ими или просто поучительных актуальных сказок.

Сказкотерапия удобна тем, что использовать ее можно в любое время и в любом месте. К примеру, ваш малыш стал плохо вести себя в песочнице, забирая игрушки у младших детей, разбрасывая песок и ломая чужие песочные фигурки. Не кричите на него, а спокойно отведите в сторону, усадите на колени и расскажите ему сказку про малыша, с которым никто не дружил, потому что он всех обижал. А после спросите: «Этот малыш тебе не знаком?», «Хороши ли поступает мальчик, забирая игрушки у малышей?».

Ребенок жадничает, требует слишком многого? Поможет «Сказка о рыбаке и рыбке», которая покажет, к чему приводит желание получить все и сразу. Главное – не давить на ребенка, проводя слишком очевидные параллели. Луше потратить чуть больше времени, но плавно подвести малыша к осознанию сути проблемы самому.

Дома старайтесь проводить сказкотерапию в вечернее время, перед сном. Если в течение дня было какое-то травмирующее событие, дайте малышу успокоиться и восстановиться, не занимайте его сказкой сразу.

Сочетайте сказкотерапию с игротерапией и музыкотерапией. Задействуйте сразу несколько видов активности, чтобы помочь ребенку проиграть ситуацию, осознать важные моменты в легкой игровой форме.

Психотерапевтическими могут быть и притчи, и мифы, и былины. То есть в любом возрасте к ребенку можно подобрать ключик, рассказав ему историю с поучительным сюжетом. А еще лучше, если родители будут не просто рассказывать сказки, но и записывать придуманные ими истории, и сохранят их для внуков и правнуков.

 https://yellmed.ru

 

Предыдущая запись Коронавирус сохраняется в глазах даже после выздоровления: итальянские врачи
Следующая запись Когда начнется вторая волна коронавируса в Украине: ответ эпидемиолога

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности