В комнате, где размышляет философ, не требуется много света. Чтобы разглядеть свой внутренний мир, надо развить внутреннее зрение…
«Философ, размышляющий в своей комнате» Рембрандта – первая картина, которую рассматривает – в буквальном смысле этого слова – французский психотерапевт Кристоф Андре в своей книге «Искусство и медитация». С такого глубоко символичного образа автор начинает знакомить читателя с предлагаемым им методом.
Картина, конечно же, выбрана неслучайно. Но не только из-за сюжета, который сам по себе настраивает на медитативный лад. Автор сразу же обращает внимание читателя на соотношения света и тени, на направления света в композиции картины. Таким образом, он как бы постепенно «высвечивает» то, что поначалу невидимо для взгляда читателя. Ведёт его от общего к частному, от внешнего к внутреннему. Постепенно уводя взгляд с поверхности в глубину.
А теперь, если вернуться к названию и, соответственно, теме представляемой книги, станет очевидным, что перед нами не просто метафора. Это буквальная иллюстрация техники – как использовать искусство непосредственно для медитации.
Работа с вниманием – основа практики
Предлагая для практики медитации объект, казалось бы, напрямую не ведущий к работе с внутренним миром, автор книги на самом деле ставит более реальные условия. Он погружает нас в мир, насыщенный красками, формами и всевозможными предметами, увлекающими внимание. Очень напоминающий в этом смысле ту реальность, в которой мы существуем, не правда ли?
С одним отличием. Мир произведения искусства имеет свои границы. Он очерчен сюжетом и формой, которую выбрал художник. То есть в нём легче на чём-то сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Более того, направлением внимания здесь управляет кисть живописца, организующая композицию картины.
Так, поначалу следуя за кистью художника, скользя взглядом по поверхности полотна, мы постепенно сами учимся управлять вниманием. Начинаем видеть композицию и структуру, различать главное и второстепенное, концентрироваться и углублять своё видение.
Медитировать – значит прекратить действовать
Именно навыки работы с вниманием Кристоф Андре выделяет в качестве основы практики полного сознания: «…если мы живем в рассеянности и довольствуемся тем, что отвечаем на призывы идти туда, где мигает, нажимать там, где звонит, то наша способность к вниманию будет слабой. Упражнения вхождения в полное сознание и особенно сотни способов «выходов» из него и сотни способов «возвращения» к настоящему моменту представляют собой исключительные ментальные тренировки».
В своей книге Кристоф Андре как раз и показывает такого рода упражнения, используя произведения искусства как объекты для концентрации. Однако эти объекты – только ловушки для нетренированного ума. Ведь без подготовки ум не смог бы долго пребывать в пустоте. Внешний объект помогает остановиться, поначалу остаться наедине с произведением искусства – тем самым, отвлечь внимание от остального внешнего мира.
«Медитировать – значит прекратить что-либо делать: двигаться, действовать. Лишь уединиться, отстраниться от окружающего мира».
Отойти, чтобы увидеть всю картину
Остановиться и сосредоточиться на деталях – ещё не значит увидеть картину полностью. Чтобы получить целостное впечатление, требуется увеличить дистанцию. Иногда нужно отойти и посмотреть немного со стороны.
«Полное сознание сродни состоянию философа, отвернувшегося на мгновение от своего мыслительного процесса: он впитывает и усваивает то, что его мозг наработал и открыл».
Цель медитации – наполнить осознаванием каждый текущий момент. Научиться видеть за частностями – целостную картину. Осознавать своё присутствие и так же осознанно действовать. Для этого требуется умение наблюдать со стороны.
«Полное сознание – это создание совсем небольшого пространства для того, чтобы «увидеть, что делаешь».
Когда слова излишни
Визуальные образы меньше всего провоцируют логическое мышление. А значит, эффективнее ведут к полному восприятию, которое всегда лежит «вне ума». Работа с восприятием произведений живописного искусства может действительно стать опытом сродни медитации. Если по-настоящему открыться, не пытаться анализировать и давать «объяснения» своим ощущениям.
И чем дальше вы решитесь пойти в эти ощущения, тем больше начнёте осознавать, что то, что вы испытываете, не поддаётся никаким объяснениям. Тогда останется только всё отпустить и полностью погрузиться в непосредственный опыт.
«Полное сознание не реагирует на то, что видит. Оно просто видит и понимает без слов»
Учиться замечать жизнь
Рассматривая картины великих мастеров, мы восхищаемся техникой, с которой они воспроизводят реальность, передают красоту порой совершенно обыденных вещей. Вещей, на которые сами мы вряд ли бы обратили внимание. Осознанный взгляд художника помогает нам увидеть. И учит замечать красоту в обыденном.
Кристоф Андре специально выбирает для анализа ряд картин на незамысловатые бытовые сюжеты. Научиться видеть в таких же простых вещах в жизни всю её полноту – так, как смог увидеть художник, – это и значит жить в полном сознании, «с раскрытыми глазами духа».
Читателям книги даётся метод – как научиться смотреть на жизнь, как на произведение искусства. Как увидеть полноту её проявлений в каждом моменте. Тогда любое мгновение можно превратить в медитацию.
Медитация с чистого листа
В конце книги автор оставляет пустые страницы. Сюда читатель может поместить картины своих любимых художников.
Это тот самый момент, когда начинается ваша медитация. Здесь и сейчас.
Виктория Канафеева