На сегодняшний день электросамокаты ПДД не регулируются, а их водители приравниваются к пешеходам. Между тем, растущая статистика травм требует умения безопасно управлять средствами индивидуальной мобильности. Причем когда мы говорим, что электросамокаты опасны, мы имеем в виду и пешеходов на тротуарах, и самих водителей!
Наталия Экономцева
Теги:
Спорт и здоровье
Травмы
Ноги
freepik
В мэрии Москвы сообщают, что только сервисом кикшеринга в городе активно пользуется больше 1,5 млн человек. А ведь есть и счастливые обладатели собственного «микротранспорта». С ростом числа самокатчиков на дорогах, случаи с публичными персонами, ставшими жертвами электротранспорта, привлекают к проблеме дополнительное внимание. «С самоката – в кому» — гласили заголовки новостей, повествующих о происшествии с солистом балетной труппы Мариинского театра Давидом Залеевым, который получил травму головы, неудачно лавируя в пешеходном потоке. Одной из самых харизматичных фигур российского глянца – Алене Долецкой – повезло больше, возможно потому что за рулем мобильного транспортного средства была не она, а курьер, спешивший выполнить заказ. Однако в результате нежданного столкновения в центре Москвы журналистка получила перелом кисти и ушибы.
Пока СИМ (средств индивидуальной мобильности, к которым относят электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и пр.) имеют неопределенный статус и не регулируются правилами, врачи-травматологи не останутся без работы, а новостные издания – без насыщенной хроники происшествий.
Содержание
Ольга Чижевская директор компании «Подиатр», исполнительный директор Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии», эксперт ФормТотикс
Статистика роста травматизма в связи с популярностью СИМ в России пока не ведется. Но есть данные Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России о том, что за первое полугодие 2022 г. зафиксировано 370 происшествий с участием СИМ (+174% к аналогичному периоду прошлого года). Скорее всего, их было больше: не все столкновения заканчиваются серьезными травмами и оформлением ДТП. Но и эта цифра, заставляет задуматься. Больше всего «официальных аварий» случилось в Москве (94) и в Санкт-Петербурге (57).
freepik
Между тем, отслеживание причин несчастных случаев и характера травм проводилось в Великобритании и США. Так, исследователи больницы Челси и Вестминстера собрали и проанализировали данные пострадавших, попавших в три лондонские больницы. Изучались травмы, связанные с повреждениями опорно-двигательного аппарата. У 20 пациентов было выявлено в общей сложности 27 переломов в области стопы и лодыжки. 45% (9 из 20) пациентов нуждались в хирургическом лечении. Примечательно, что оперативное вмешательство значительно чаще (в 70% случаев) требовалось тем, кто мчался со скоростью более 25 км/час. У них же было больше шансов получить открытый перелом. Энергия удара возрастает с нарастанием скорости не линейно, а в квадрате (вспоминаем школьные уроки физики). Так что в случае падения или столкновения на большой скорости риск серьезно пострадать закономерно возрастает.
Статистика в Калифорнии показывает, что поездки на электросамокатах отправляют в больницы людей чаще, чем прогулки на велосипедах или пешком.
На протяжении года специалисты отслеживали причины несчастных случаев в двух клиниках Лос-Анджелеса. Чаще в «неотложку» попадали люди после инцидентов с самокатами. Таких потерпевших насчитали 249 человек. Количество пострадавших велосипедистов и пешеходов оказалось ниже: 195 и 181, соответственно.
Кстати, в Великобритании «гонять» на электросамокатах долгое время допускалось лишь на частных территориях с разрешения землевладельца. Ситуация изменилась в пандемию. Общественность выступила за то, что индивидуальный вид транспорта более безопасен, чем общественный.
freepik
Есть мнение, что ради безопасности имеет смысл ездить исключительно по тротуарам, избегая автотранспортных магистралей. Это не совсем так. Разумеется, выезд на самокате на оживленную магистраль, вне всякого сомнения, рискованное мероприятие. Однако и на тротуаре немало факторов, способных вызвать травмоопасное происшествие.
Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) в США публикует данные о том, что большинство травм с электросамокатами (59%) происходит именно на тротуарах. Непредвиденные наезды на высокий бордюр, попадание колеса в выбоину на плохо освещенных участках дороги во многих случаях влекут падение. При резком торможении самокат срабатывает как рычаг и выкидывает человека вперед. Опасными оказываются и экстренные маневры при попытке избежать столкновения с пешеходами, появившимися «из ниоткуда». Неопытность «гонщика» тоже играет роль. 40% происшествий происходят в первую поездку!
Большинство травм с электросамокатами (59%) происходит именно на тротуарах
freepik
freepik
Отдельно остановимся на правилах безопасности для детей. Электросамокат, который вы покупаете для подростка, должен иметь ограничение в скорости – 15 км/ч. Для совсем малышей — до 5 км/ч. Обратите внимание, чтобы чадо уяснило, что выезжать сломя голову на дорогу со двора не следует. Самокатчик, стремительно высочивший из-за припаркованных автомобилей, не оставляет водителю движущегося авто шансов.
Если ребенок просит купить электросамокат, но вам кажется, что он не дозрел… То вам не кажется. Начните знакомство с этим видом транспорта со старой знакомой модификации – без мотора. Тем более, подобное катание замечательно сказывается на физическом развитии ребенка.
Развивается вестибулярный аппарат, улучшаются баланс и координация. Ребенок приучается чувствовать свое тело. Укрепляются мышцы ног и туловища. Дополнительный бонус: тренировка зрения за счет постоянной смены фокуса внимания с ближних точек на дальние. И, конечно же, мотивацию больше времени проводить на открытом воздухе никто не отменял.
Главное – приучить ребенка менять опорную ногу во избежание асимметричных нагрузок. Еще один момент – правильная обувь. Она должна быть хорошо зафиксирована на стопе. Идеальный вариант – кроссовки. А вот кататься на самокате в шлепках, балетках нельзя. При наличии деформаций и нарушений в работе ОДА, как и в случае с любыми видами спорта и активностями, необходима консультация врача-подиатра или ортопеда. При необходимости он предложит провести коррекцию движений при помощи индивидуальных ортезов полного контакта.
И во всем, разумеется, хороша мера. Кататься более полутора-двух часов в день на самокате не стоит, чтобы не перенапрягать отдельные группы мышц и связки. Хорошо планировать прогулку так, чтобы ребенок чередовал катание с бегом или ходьбой.