По словам Светланы Ройз, агрессия бывает пассивной и активной.
Детская агрессия – явление нередкое и требует усилий со стороны родителей, чтобы побороть сложный период в отношениях с ребенком.
Как бороться с детской агрессией рассказала психолог Светлана Ройз и назвала 23 практических пункта об агрессии детей разного возраста.
1. Ребенок отличается от взрослого в том числе и тем, что у взрослого механизм торможения и контроля уже присутствует и отлажен. Слова – «возьми себя в руки» к малышам абсолютно неприменимы, им пока «нечем» взять себя в руки — они только учатся. Важно об этом помнить.
2. Любую работу с родителями я начинаю с темы ресурса (если взрослый не позаботился о себе, если он устал, истощен – у него совершенно естественно просто не хватит сил на адекватную взрослую реакцию). Допустимо сказать ребенку – я так устал, что мне сейчас нужно побыть самому, чтобы потом с тобой говорить и реагировать. Ребенку мы не нужны 24 часа в сутки. Ребенку важно, чтобы мы заботились о себе. Он будет учиться этому. И это один из лучших вкладов в его будущее. Если у родителя нет сил – все остальные пункты будут бесполезны.
3. Дети очень крепки, если мы большую часть времени рядом с ними «вменяшки», эпизоды нашей «невменяшковости» они переживут без ущерба. Но тут все же важный вопрос – каковы мы большую часть времени.
4. Проявленный острый процесс более безопасен, чем скрытый. Не проявленное сопротивление уходит «в тень» и может превратиться в телесные симптомы, в форму аутоагрессии, «агрессия на себя» может проявиться в снижении успеваемости, в ощущении себя жертвой, в том, что ребенок может начать терять вещи, «притягивать» к себе «наказание». Может ли ребенок сказать вам «нет?», допустима ли в семье конфронтация мнений? Дают ли ребенку в чем-нибудь право выбора? Есть ли у него ощущение, что он может на что-то повлиять?
5. Ребенок может «зеркалить» агрессивное поведение авторитетных взрослых, может злиться «за кого-то» (в работе часто встречала семьи очень интеллигентные, в которых ребенок проживал за взрослых непроявленные и неосознаваемые ими эмоции). Часто ребенок «проявляет» своим поведением замаскированный конфликт в семье. Важно честно проанализировать свое взрослое поведение и свои реакции. Это не значит – стать агрессивным, это значит – найти приемлемый способ доносить информацию о своих потребностях.
6. Агрессия часто вырастает из ощущения небезопасности. Бывает компенсацией боли, обиды. Причем, ребенка могут обидеть в школе – а агрессию он может канализировать на бабушку или младшего брата. Важно внимательно многоуровнево исследовать ситуацию.
7. Агрессия бывает пассивной и активной (пассивной – например, показать язык за спиной человека, примкнуть свидетелем к «проявленным» агрессорам). Активная агрессия может быть вербальной или тактильной (вербальная – обзывалки, дразнилки, крик), тактильная – битье, телесное задевание.
8. На каждый вид агрессии – свой способ реагирования – при вербальной – мы можем говорить с ребенком. При тактильной – останавливаем руку, ставим блок, учим уклоняться от удара.
9. Важно помнить – малыши довербального периода (которые не умеют говорить человеческим связным языком) – вместо словесного контакта используют тело. Знакомятся, сыпя друг на друга песок, бросают игрушку, «дотрагиваясь», как бы растягивая свою руку до человека, который их интересует. Бьют лопаткой по голове, проявляя симпатию и расположение. Это не признак того, что растет маньяк и агрессор. Наша задача потихоньку в ролевых играх учить знакомству, осваивать коммуникативные навыки.
10. Если малыш бьет маму, папу, бабушку – и при этом улыбается. Скорее всего, это не агрессивное действие. Это для ребенка игра. Важно не подавать излишней эмоции в свою реакцию. Иначе у ребенка закрепится ощущение – «о! На мою игру отвечают». Важно смотреть прямо в глазки. Останавливать руку (да, 150 раз подряд) И очень внятно и спокойно говорить – «людей бить нельзя». Переключать внимание на другие игры.
11. Иногда дети, ожидая от нас включенности и именно телесного внимания, «оживляют» нас, «возвращают в тело» своими прикосновениями или ударами. Буквально, они своими ладошками кричат «эй, вернись». И таким детям в этот момент важны не столько интеллектуальные, сколько телесные игры. Уставшие родители могут положить на себя ребенка и играть «по кочкам-по кочкам, по маленьким кусточкам, в ямку – бух!» даже дети преклонного 6-летнего возраста могут радоваться этой игре.
12. В работе с агрессией важно – понять, нет ли органической причины, хронических заболеваний, температуры, гельминтоза (интоксикация может провоцировать вспышки агрессии. Часто агрессия вырастает из усталости и напряжения).
13. Если ребенок пережил опыт насилия, если было агрессивное медицинское вмешательство в тело ребенка, если с точки зрения ребенка, он «пострадал», но не получил компенсации – компенсация может быть агрессивной.
14. У детей старшего дошкольного и школьного возраста агрессия может прикрывать страх.
15. У малышей, детей во время кризиса 3 лет, подростков – контроля над эмоциями, пожалуйста, не ожидайте. Их поведение «не специальная игра в «достань родителя». Пожалуйста, поверьте, они не специально.
www.segodnya.ua